Что такое секвестирование бюджета

Секвестирование бюджета — это урезание доходов. Особенности и причины секвестирования

Все налоги и сборы образуют бюджет страны. При нормальном перераспределении средств этих денег хватает на различные государственные социальные программы, пополнение запасов, повышение обороноспособности, разработку различных инноваций, управление, осуществление различных экономических преобразований. Но что делать, когда расходы государства превышают поступления в бюджет? Один из самых эффективных механизмов снижения расходной части баланса страны — это секвестирование бюджета.

Определение секвестрования

Секвестирование бюджета – это термин, пришедший к нам из западных учений об экономике. Слово произошло от латинского Sequestrum, что значит «хранение». Слово применяется в банковской, судебной сфере, к примеру, для ареста денег на счетах. Но в последнее время оно чаще всего слышится в контексте государственных экономических программ. И применяется данное понятие в контексте урезания, уменьшения каких-либо финансовых средств.

механизм секвестирования вводится в отношении вышестоящего бюджета

Почему урезается бюджет

Дефицит бюджетных средств можно покрывать по-разному. Прежде чем пересматривать финансирование текущих проектов, государство изыскивает возможность привлечения сторонних средств. Это могут быть «долгие» государственные займы, которые обеспечиваются имуществом самого государства, привлечение иностранных инвестиций, продажа или долгосрочная аренда государственных предприятий и прочее.

Если доступ к внешним источникам финансирования закрыт, возможен выпуск облигаций внутреннего займа, которые могут купить все желающие. Если привлеченных средств мало, пересматриваются текущие планы и программы, включаются процессы, призванные сбалансировать бюджет. Одним из них и является секвестирование бюджета. Это крайне непопулярная мера урезания расходов, но без нее государство может быть признано банкротом.

секвестирование бюджета это

Необходимо принимать во внимание, что дефицит бюджета считается вполне допустимым, если статьи расходов превышают доходные на 5-10%. Если этот диапазон лежит в пределах 10-20%, включаются «мягкие» режимы экономии средств. И лишь при дефиците выше 20% меры экономии ужесточаются вплоть до применения непопулярных, но крайне эффективных действий по сокращению расходов.

Как производится секвестирование

Просто так взять и не выделить средства на развитие той или иной программы невозможно. Для этого нужны весомые причины. Решение об урезании финансирования принимается на уровне контролирующих органов — кто контролирует проект, тот и рассматривает изменение количества средств на его реализацию.

Механизм секвестирования вводится в отношении бюджета, если полученных доходов явно недостаточно для реализации первостепенных задач. Профильный комитет в контролирующих органах определяет долю недостачи и на этот процент урезает все текущие программы.

В общем случае механизм секвестирования вводится в отношении нижестоящего бюджета, на который и выделяются средства. Такая линейка позволяет осуществлять администрирование расходов вертикально, сверху вниз. При этом механизм секвестирования в отношении вышестоящего бюджета не применяется. Его итогом должно стать выравнивание статей расходов и доходов для стабилизации макроэкономической ситуации в стране. Сбалансированный бюджет повысит экономическую репутацию государства — а значит, сделает его более привлекательным для возможных инвесторов.

механизм секвестирования вводится в отношении нижестоящего бюджета

Перечень проектов, финансирование которых урезанию не подлежит, утверждается Минфином страны при согласовании с Кабинетом министров. Это могут быть расходы на оборону или на реализацию программ федерального значения.

Подведение итогов

Как можно понять, секвестрование бюджета – это достаточно эффективный способ урегулирования дефицита. Но, к сожалению, в первую очередь такая мера отражается на рядовых гражданах. Снижаются расходы на медобслуживание и образование, уменьшается количество отремонтированных дорог и возведенных объектов муниципального и государственного значения. Все запланированные программы урезаются на 5-10%, в зависимости от обнаруженного дефицита.

механизм секвестирования вводится в отношении бюджета

Снижение финансирования проводится одновременно и пропорционально. Вместе с тем, некоторые проекты секвестрованию не подлежат, к примеру, обслуживание внешнего экономического долга государства.

Забытое слово «секвестр»: на что не хватило денег правительству

Проект закона о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов вновь заставляет вспомнить некогда популярное слово «секвестр». Само это слово, разумеется, нигде в документах проекта бюджета и официальных комментариях не встречается. Но секвестр, то есть урезание расходов, есть. Как и следовало ожидать, названо это более политкорректно — «оптимизацией». Однако «оптимизация» на языке правительственных финансистов давно означает только одно — урезание расходов. Так что речь идет именно об уменьшении ранее запланированных бюджетных трат.

Почему встал вопрос об уменьшении расходов — очевидно. Денег не хватает. Экономика переживает серьезный кризис. Мировые цены на нефть далеки от уровней, на которых они были в начале года. Понятно, что в обозримой перспективе до прежних уровней они не восстановятся. Мало того, еще и объем сырьевого экспорта в натуральном выражении резко упал. В результате в стоимостном выражении Россия потеряла уже очень много экспортных доходов и будет терять дальше.

Так, в первом полугодии 2020 года экспорт нефти упал на 34,8% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а экспорт газа и вовсе обвалился на 51,2%. Это колоссальный провал, который еще не закончился, а потому бюджет на 2021 год и последующие годы должен учитывать эту реальность. В результате суммарно бюджетные расходы должны быть сокращены в 2021 году на 927 млрд рублей, в 2022 году на 970 млрд рублей, в 2023 году на 900 млрд рублей. Но бюджет все равно останется дефицитным. Дефицит, конечно, будет не таким, как в 2020 году (ожидается 4,4% от ВВП), но все равно значительный: в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 и в 2023 годах — около 1% ВВП.

Чтобы сбалансировать и без того дефицитный бюджет, правительство предлагает, во-первых, снизить на 10% финансирование так называемых незащищенных статей бюджета и, во-вторых, сократить на 5% финансирование госпрограммы вооружений в 2021-2023 годах. В результате расходы на национальную оборону снизятся до 2,7% ВВП в 2021 году (2020 году они должны составить 2,9% ВВП). Продолжится снижение расходов на оборону и в 2022 году — до 2,6% ВВП, в 2023 году — 2,5% ВВП.

Сокращение оборонных расходов является знаковым в нынешней ситуации. Конечно, будут говорить о том, что программа перевооружения российской армии завершена, а потому все идет по плану. Но я бы сказал по-другому. Планировали, что оборонные расходы должны начать потихоньку снижаться, и понятно почему: они и так много лет устойчиво росли, в какой-то момент должна была случиться коррекция. Но вряд ли предполагалось это снижение ускорять. Так что реальность такова, что объявленного 5%-го сокращения госпрограммы вооружения в 2021-2023 годах все-таки ранее не планировали.

Сокращение оборонных расходов — это всегда болезненно. Страна уже переживала в 90-е годы прошлого века сокращение оборонки. То, что еще недавно казалось незыблемым приоритетом, тоже оказалось подвержено пресловутой оптимизации. И это в условиях, когда геополитическая обстановка ухудшается. Безусловно, пока ситуация в экономике и в государственных финансах намного лучше, чем было почти три десятилетия назад, но все равно это сокращение будет чувствительным: от подобных вещей просто банально отвыкли.

Отвыкли и от 10%-го секвестра по «незащищенным» статьям. Оно означает, что должно быть сокращено все, за исключением так называемых защищенных статей, то есть урезание не коснется судебной системы, дотаций региональным бюджетам, расходов на исполнение публичных нормативных обязательств (пенсии военнослужащим, социальные пособия, стипендии и т. д.), трансфертов внебюджетным фондам (трансферт Пенсионному фонду России, к примеру, должен составить в 2021 году 3,5 трлн рублей), расходов на обслуживание госдолга.

Неприятная новость есть и для госчиновников: в 2021 году индексации их зарплат не предусмотрено. В целом за счет переноса реформы денежного содержания федеральных чиновников хотят сэкономить 118,5 млрд рублей. Неудивительно, что с учетом этого Минфин России предложил и снизить расходы на обеспечение деятельности органов управления внебюджетных фондов.

О чем это говорит? О том, что дела в государственных финансах идут неважно. Успокоимся пока тем, что мы еще только в начале этого ухудшения. Очень может быть, что будет хуже, но потом. Последствия коронавирусного кризиса, падение цен и спроса на углеводороды, рост вероятности новых антироссийских санкций явно недооцениваются. Так что 5-10%-е сокращение — это немного.

Тревожат не эти сокращения, — беспокоит то, что будет дальше, когда уже сокращать станет особо нечего. Примерно такая ситуация и была в России в 90-х годах прошлого века. Сегодня до этого пока далеко, ситуация другая — это очевидно. Но вот поди ж ты, слово «секвестр» вспомнить пришлось.

Секвестирование бюджета — это сокращение расходов

Секвестирование – это, если в двух словах, снижение затрат. Оно обуславливается объективными обстоятельствами. Как правило, это понятие используется в финансовой сфере. В определенных ситуациях требуется «урезание» затратной части денежного фонда государства. При возникновении предпосылок к значительному дефициту во всех направлениях производятся сокращения расходов.

секвестирование бюджета это

Секвестирование бюджета – что это такое?

Существующую сегодня в России (да и во всем мире) экономическую ситуацию нельзя назвать стабильной. У любого государства могут возникнуть непредвиденные финансовые проблемы, для решения которых придется отступать от запланированной госполитики. В таких ситуациях применяется вынужденная мера – секвестирование бюджета. Это позволяет искусственно устранить дефицит средств в стране. Уменьшение расходов производится на конкретную величину. Урезание происходит пропорционально по всем статьям. Стоит сказать, что одной из причин дефицита выступает превышение затратной части над доходной. Между тем на практике могут складываться различные обстоятельства, обуславливающие необходимость провести секвестирование бюджета. Это , в частности, ошибки при расчете и формировании бюджета, непредвиденные факторы (форс-мажор). Кроме того, необходимость урезания расходов может обуславливаться политическими конфликтами, войнами, ростом коррупции в государственном аппарате, масштабными катастрофами и так далее.

 секвестирование бюджета что это такое

Особенности уменьшения затрат

Как выше было сказано, секвестирование бюджета – это пропорциональное урезание расходных статей. Стоит отметить, что данная мера не касается так называемых «защищенных» направлений финансирования. К ним, в частности, относят сферу здравоохранения, соцзащиты и пр. Эти статьи не могут пересматриваться и сокращаться.

Ответственные субъекты

Нормативными актами определены структуры, уполномоченные производить секвестирование бюджета. Это :

  1. Минфин.
  2. Руководитель финансовой структуры МО.
  3. Правительство.
  4. Исполнительные институты региональной власти.
  5. Местное самоуправление.

Для каждого из указанных субъектов установлены условия, при которых они могут провести секвестирование бюджета. Это :

  1. Для Минфина и руководителя муниципального финансового органа – снижение объема поступающих доходов при исполнении плана, что приводит к неполному финансированию казны (до 5 %). Указанные структуры самостоятельно вводят специальный режим.
  2. Для территориальных, региональных органов, а также Правительства – сокращение доходов на 5-10 %. Они также вправе самостоятельно провести секвестирование бюджета. Это сокращение осуществляется по всем объектам, которые входят в адресную инвестиционную программу.
  3. Для исполнительных структур – повышение расходов до 10 %. Указанные субъекты направляют в Правительство варианты решения вопроса и дополнительные пояснения к закону «О бюджете». Государственная дума должна созвать внеочередное заседание и в 25-дневный срок принять постановление о финансовом плане в трех чтениях.
Читайте также  Как получить ипотеку

секвестирование бюджета новосибирской области

Нормативный акт, принятый депутатами, направляется в СФ. Постановление рассматривается в течение 2 недель. В случае отклонения акта осуществляется согласование финансового плана с БК.

Пример

В 2014 г. было проведено секвестирование бюджета Новосибирской области. Корректировка плана была утверждена 29 апреля. В ходе обсуждений законодательное собрание решило прекратить финансирование ПЛП (промышленно-логистического парка) на 400 млн р. Вместе с тем депутаты предложили множество поправок, реализация которых требовала порядка 4 млрд р. В результате обсуждений были внесены изменения в региональный закон «О бюджете» на 2014 г., а также плановые 2015-2016 гг. Корректировка включала в себя три ключевые задачи. Первая заключалась в отражении в показателях бюджета целевых ресурсов, вторая касалась дополнительных затрат, третья – урегулирования переходящего кредиторского долга с 2013 г. Его сумма составила больше 7 млрд р. Эта задолженность образовалась ввиду неисполнения доходных статей по налогу на прибыль и акцизам на спиртосодержащие товары.

секвестирование это

Другие значения термина

Слово «секвестр» используется в разных сферах деятельности. К примеру, в юриспруденции этот термин обозначает принудительную либо добровольную передачу материальных ценностей доверительному управляющему. Последний, в свою очередь, обязан хранить имущество до момента разрешения спора о его собственнике. Секвестр может быть судебным либо договорным. В последнем случае стороны оформляют соглашение, в котором обозначают условия передачи вещи третьему лицу. Договор накладывает на посредника определенные обязательства. В частности, он должен хранить вещь надлежащим образом и вернуть ее после принятия решения по спору о праве собственности. Возврат осуществляется тому субъекту, за кем оно будет установлено. Отношения участников таких споров регламентируются 926 статьей ГК, а также 86 нормой ФЗ № 229.

Что такое секвестирование бюджета

Несмотря на критическую ситуацию, экономическая дисциплина в этом секторе в 1992 г. и в первой половине 1993 г. оставалась на высоком уровне. Кризис задолженностей 1992 г. не был связан с военными предприятиями. Руководители оборонных предприятий действительно старались развивать своего рода предпринимательскую конверсию, занимаясь спешным поиском западных партнеров и новых организационных моделей. Только когда они поняли, что им не приходится ждать награды за свои усилия, дисциплина начала падать, и тогда экспорт и увеличение военного бюджета стали рассматриваться как альтернатива конверсии. На самом деле бывший сектор ВПК изначально подвергся меньшему влиянию экономической депрессии 1992 г.. чем чисто гражданские отрасли. Частично это произошло из-за лучшего оборудования, больших материальных резервов и крепких связей между руководителями оборонных предприятий, что давало им возможность более благополучно перенести шок изменения структуры снабжения, охвативший российскую экономику. Ситуация стала ухудшаться в 1993 г. в связи с начавшимся в июне новым раундом шоковой терапии. Возникавшие проблемы происходили не только из самого характера экономической политики, но и от путей се воплощения — например, из-за постоянного секвестирования бюджета и резкого возрастания процентов по кредитам. Настоящий кризис в этом секторе начал развиваться главным образом вследствие широкомасштабных государственных неплатежей после сентября 1993 г. Резкое сокращение промышленного производства в конце 1993 — первой половине 1994 гг. отчасти могло быть связано именно с этим кризисом. Важно отметить, что районы с доминированием военно-промышленного сектора, поддержавшие Ельцина и реформы на референдуме в апреле 1993 г.. на общих выборах в декабре 1993 г. уже голосовали против Гайдара и экономических реформ.  [c.271]

Сегрегация 192, 575 Сезонная работа 575 Сезонность производства 575 Сезонные запасы 575—576 Сезонные колебания 24, 470, 575, 693 Сезонные работники 575 Сезонные цены 576 Сейлз-промоушн 576 Секвестирование бюджета 576 — Секвестр 576 Секретарь компании 576 Сектор 61, 142, 160, 230, 284, 302, 306, 328, 346,  [c.806]

К сожалению, указы президента и одноименные постановления правительства 1996 г. о государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств остались рабочими материалами в рамках подготовки президентской избирательной кампании, а секвестирование 1997 г. защищенных статей бюджета, связанных с развитием сельского хозяйства страны, ставят под сомнение выполнение намеченных реформ в этом секторе экономики.  [c.348]

В 1997 г. общий объем инвестиций в основной капитал планировался на уровне 95% от 1996 г. Позже статьи бюджета, предусматривающие ассигнования на капиталовложения, попали под секвестирование. В результате в первую половину 1997 г. государственные инвестиции были профинансированы всего лишь на 32,2% даже с учетом секвестра.  [c.266]

В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестирования. Секвестирование — равномерное уменьшение расходов и ассигнований по статьям государственного бюджета. Например, в США все федеральные расходы делятся на 2 части — прямые (обязательные) и дискреционные. К прямым относят те расходы, которые регламентируются постоянно действующим законодательством (пособия по безработице, программы медицинского обслуживания и т.д.). К дискреционным — расходы, которые зависят от конкретного состояния дел в экономике и ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США. По данным статьям конгрессом устанавливается лимит расходов. Если фактические расходы начинали превышать лимиты, то в действие вступал механизм секвестирования, что позволяло уменьшить бюджетный дефицит и государственный долг.  [c.126]

Законом о федеральном бюджете на 1997 г. от 26.02.97 № 29-ФЗ в составе федерального бюджета образован Бюджет развития РФ на 1997 год (ст. 84), который должен способствовать привлечению частных инвесторов и инвестиционных институтов на реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики. Расходы по Бюджету развития относятся к перечню защищенных от секвестирования расходов бюджета (ст. 79), тогда как расходы на инвестиционную программу относятся к незащищенным статьям расходов бюджета (ст. 76).  [c.157]

ЗАЩИТНЫЕ СТАТЬИ БЮДЖЕТА — статьи бюджетных договоров, не подлежащие сокращению, секвестированию в силу их особой важности для государства и населения.  [c.133]

Ухудшение экономического состояния страны, ограниченность финансовых ресурсов привело к существенному снижению расходов на национальную оборону и, соответственно, финансирование перевооружения армии. Если в 1996-1997 гг. фактическое исполнение бюджета по статье «национальная оборона» было на уровне 80%, то в 1998 г. оно составило лишь 35% (см. табл. 2). При этом в наибольшей степени секвестированию, как правило, подвергаются расходы на закупку вооружения и военной техники.  [c.223]

В Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 октября 1998 г. «О финансировании оборонного промышленного комплекса Российской Федерации» говорится, что «объем долга федерального бюджета предприятиям оборонного промышленного комплекса по госзаказу, финансовых потерь предприятий из-за вынужденного содержания мобилизационных мощностей, незавершенного производства, которое возникает вследствие корректировки, секвестирования и несвоевременного утверждения оборонного госзаказа, применения заменителей денег, кредитов для авансирования работ по госзаказу, несвоевременного финансирования конверсии оборонной промышленности, а также других расходов достигает 40 млрд рублей». Прямая задолженность государства предприятиям ВПК по оборонному заказу, по данным Минэкономики, составила на 1.01.98 г. 18,4 млрд руб., а к концу 1998 г. она увеличилась до 25 млрд руб.  [c.228]

Ключевой проблемой является выбор методов и учет конкретно-исторических условий проведения смены экономического механизма хозяйствования. Главным показателем в процессе реформирования, является величина государственных расходов, отводимая на эти цели. Роль государства на настоящем этапе переходного периода очень высока. Достаточно сказать, что доля госсобственности составляет треть всех активов, не считая земли. В бюджете 1997 г. государственные расходы в т.ч. и на цели реформирования (до секвестирования) выделялось 45% от ВВП.1  [c.37]

Как уже отмечалось, финансирование учреждений осуществляется по так называемым лимитам. По другой терминологии это называется в соответствии с кассовым планом финансирования , который зачастую не выполняется из-за недопоступления доходов. Лимиты финансирования представляют собой объемы бюджетных обязательств, определяемые и утверждаемые для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. В настоящее время лимиты бюджетных обязательств устанавливаются ежемесячно, исходя из бюджетных возможностей. Определение и утверждение лимитов, или кассовое планирование представляет собой процесс оценки поступления доходных источников и расходования средств в течение предстоящего бюджетного периода. В первую очередь учитывается необходимость полного обеспечения расходов по защищенным бюджетным статьям. В пре-делахлимитов бюджетополучатели имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей. Органу, исполняющему бюджет, предоставлено право в одностороннем порядке уменьшать лимиты в случае секвестирования бюджета либо отсрочить предоставление лимитов сроком на три месяца, но не более 10% суммы квартала, в котором производится отсрочка.  [c.273]

Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темп роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению долгом. Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительна для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки свудного процента или учетной ставки. Все это ограничивает возможности инфляции.  [c.126]

Вместо секвестирования бюджета на сумму в 108 трлн.рублей надо провести денежную эмиссию на эту сумму, заявил вчера секретарь Федерации независимых профсоюзов России Андрей Исаев. Он признал, что «при эмиссии денег возможен всплеск инфляции, но из двух зол надо выбирать меньшее». «У большей части населения нет денег, а после эмиссии они хоть что-то получат»,- заявил Исаев. «При условии, что новые деньги не выйдут за пределы России, то 40% из них тут же вернутся в бюджеты всех уровней за счет погашения долгов по коммунальным услугам, энергоресурсам и налогам»,- считает секретарь ФНПР.  [c.74]

Несмотря на то что Правила честной торговли, выработанные еще в 1979 г. в США, признали деление на AtL и BtL «неконкурентоспособным и не подлежащим юридическим ограничениям», подобное разделение полномочий становится все более популярным на территории России. В то время как большинство американских агентств декларируют работу «вне линии», российские рекламисты и маркетологи отдают предпочтение специализированным маркетинговым коммуникациям. Согласно различным прогнозам, в течение ближайших двух лет BtL-коммуникации продолжат свое триумфальное шествие по России, в то время как бюджеты AtL-коммуника-ций будут находиться в состоянии постоянной трансформации и секвестирования. Оправдаются ли эти ожидания или же на смену «линейным» маркетинговым коммуникациям придет интегрированный маркетинг — вопрос времени, который на сегодняшний день остается открытым.  [c.89]

Читайте также  Как экономить домашний бюджет

Вопрос на триллионы: ждет ли Россию секвестр федерального бюджета?

Впервые за последние два с половиной года Россия живёт с дефицитным бюджетом. Последний бюджет со знаком плюс Минфин опубликовал в апреле 2020 года. С мая месяца страна расходует больше, чем зарабатывает. По сравнению с маем 2019 года, доходы упали на 41%, по сравнению с апрелем текущего года — в 2,6 раза. Дефицит бюджета составил 655,8 миллиарда рублей. Нефтегазовые доходы сократились в два раза, по сравнению с апрелем, а ненефтегазовые – в 2,7 раза. За весь 2020 год российская казна получит на 4 трлн руб. меньше, чем планировалось, предположил в начале мая министр финансов Антон Силуанов.

Кроме коронавируса, который на три месяца остановил мировую экономику, в нашей стране есть еще одна причина, почему денег в стране стало значительно меньше. Речь, конечно же, идет о нефти. Углеводороды до сих пор определяют финансовое благополучие России. В марте из-за отказа России сокращать производство страны ОПЕК разорвали сделку. После этого цены на нефть обвалились. В апреле фьючерсы на Брент торговались по цене минус 37 долларов, что означало: производители платили потребителям за каждый отгруженный баррель. В результате в марте и апреле средняя цена составила 19 долларов. Это почти в 4 раза меньше, чем за аналогичный период в 2019 году. Последний раз такое падение было в 1998 году, когда нефть стоила 11 долларов за баррель, а в России наступил экономический кризис, дефолт и смена правительства.

Как деньги любят тишину, так и Министерство финансов – ведомство, которое крайне сдержанно и неохотно делится информацией. Тем более иссякает поток новостей, если ситуация нестабильна. Так, в отчете Минфина вдруг пропала одна цифра — соотношение дефицита к ВВП. Поэтому нельзя сказать, на сколько сократился ВВП страны. Это произошло впервые за последние 11 лет. Минфин молчит, Минэкономики не отвечает на этот вопрос.

— Нет никаких официальных оценок. Отказываясь публиковать оценки, правительство не дает возможность экспертному сообществу оценить масштаб катастрофы. Понятно, что у Минфина больше источников знания, чем у нас. Мы не можем оценить ситуацию и понять, насколько действенны меры, предпринимаемые правительством. — объясняет «НИ» Александра Суслина, руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы.

Сколько действительно Минфин недополучит доходов по итогам года, сказать сейчас не берется никто. Из-за падения промышленного производства бюджет вернулся во времена до 2017 года и глубокой зависимости от цены на нефть. В апреле ОПЕК и не входящие в картель экспортеры нефти, в том числе, Россия, все-таки договорились о новой сделке. Она вступила в силу в мае. После этого цены на нефть начали расти. «Спрос на нефть в мире начал восстанавливаться на фоне сделки ОПЕК+ и снятия ограничений, но рынок по-прежнему хрупкий,» — сообщил глава Минэнерго РФ Александр Новак. По итогам мая российская нефть подорожала почти на 70% — в среднем, каждый баррель уходил на экспорт по 31,03 доллара. Однако объемы экспорта тоже упали — на 15%. А значит, доходы бюджета оказались такими же, как если бы нефть стоила 26,4 доллара. Сейчас цена на нефть близка к бюджетному правилу, которое заложил Минфин в основном финансовом документе — 42,5 доллара за баррель. И это само по себе отодвигает перспективу секвестра.

— Минфин не будет менять бюджетное правило и не будет менять цену отсечения. Если цена на нефть упадет, то Минфин имеет право распаковать Фонд Национального Достояния. В принципе, по балансу я не вижу большой катастрофы с бюджетом. Я даже не исключаю, что если даже цена на нефть окажется на уровне 35-40 долларов за баррель, дефицит бюджета может быть меньше, и он может быть покрыт за счет других источников. — говорит Владимир Тихомиров, главный экономист BCS Global Markets.

Однако нефть – товар крайне волотильный. Если мировая экономика опять встанет, то бюджетное правило канет в Лету. Поэтому существуют и менее оптимистичные расчеты.

— Мы проводили расчеты по падению ВВП при среднегодовой цене на нефть в 30 долларов за баррель. — рассказывает Александра Суслина. — В этом случае падение ВВП составит 4,5%, а бюджет совокупно недоберёт 8 триллионов рублей. В этом случае бюджет станет глубоко дефицитным. Однако мы считаем, что цена на нефть в первом полугодии составит 38 долларов за баррель, во втором полугодии чуть ниже – 37 долларов за баррель. Бюджетный дефицит составит, соответственно, при годовой цене нефти в 38 долл/барр (курс порядка 70 руб/долл) около 3,5-4,0 трлн руб. В этих расчетах использованы данные по расходам из Закона о бюджете. Если же по факту расходы будут увеличены (антикризисные меры, пособия детям), то сумма дефицита окажется больше. Повторю, что оценка грубая, и подчеркну, что это без учета вероятной второй волны пандемии.

В начале июня правительство сообщило, что разрабатывает антикризисную программу. Общая сумма расходов была оглашена председателем правительства: планируется потратить 5 триллионов рублей для поддержания экономики. Однако программу пока никто не видел. Три месяца назад была создана совместная комиссия Федерального собрания, которая вместе с правительством должна участвовать в ее разработке. Но дальше совместной видеоконференции дело не пошло. Последнее сообщение на сайте датируется 15 марта. Три месяца уже прошли, но общего плана не видел никто. Как будет финансироваться программа? Какие расходы будут сокращаться? Какие группы населения получат помощь и получат ли вообще? Какие отрасли будут профинансированы полностью, а кому придется подождать? На все эти вопросы ответов нет ни у экспертов, ни в парламенте.

Первый заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Сергей Катасонов заявил «НИ»:

— У нас нет никаких изменений на бюджет 2020 года. Антикризисная программа в Думу не представлена. За последние три месяца мы видим, как президент этапами предлагает ряд мер по поддержке президента и бизнеса. Но в целом концепцию готовит правительство, премьер Мишустин. Конечно, министр финансов Силуанов обсчитывает эту программу. Но эта программа и предложения по ней в Думу не поступало. В связи с пандемией мы дали возможность правительству перераспределять бюджет через комиссию парламента – Думы и Совета Федерации. Они сегодня в ручном режиме такие изменения проводят. Но сама программа в Думе не обсуждается. Что гадать? Президент частями эту программу излагал. Но целиком четко мы ее не видим. Если министр финансов Силуанов озвучил ожидаемый дефицит, то с учетом того, что у нас был запланировал профицит 1,5 триллиона, программа должна быть в районе 6 триллионов рублей.

Поскольку режим управления экономикой опять ручной, и стратегические решения приниматься не могут, речь идет о тактических шагах, которые в народе называются «затыканиями» дыр. Но сумма названа, и эксперты и публика могут оценить эту общую цифру. 6 триллионов рублей — много это или мало?

Георгий Остапкович, Директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ:

Я считаю, что 5-6 миллиардов – это удовлетворительно, это 5-6% ВВП. В других странах это 8, 10, 12 % ВВП. Мы даем 5% ВВП. При наших резервах, таких резервов у нас ни в новой России, ни в старом СССР никогда не было.

За этими деньгами может выстроиться длинная очередь. В мае Высшая школа экономики провела опрос , в котором приняли участие 4 тысячи руководителей промышленных предприятий России. Только 8% из них сообщили об улучшении ситуации. У трети опрошенных положение ухудшилось, у большинства оно ухудшилось раньше и поэтому осталось на кризисном «дне». Средняя загрузка фабрик и заводов в мае опустилась до 58,4%, что сравнимо с кризисом 2008 года. Уже в первом квартале треть промышленных предприятий в России были убыточны и потеряли, согласно Росстату, 1,5 триллиона рублей. Майское падение промышленности в 9,6% российская экономика обязана сырьевым отраслям. Медленное восстановление цен на нефть, и газ, и другое сырье сулит дальнейшие проблемы не только бюджету, но и госкорпорациям. «Газпром» сообщил о 306 млрд рублей убытков в первом квартале, «Роснефть» стала убыточной впервые за последние 8 лет. По отзвукам, доносящимся из высоких кабинетов, сообщается, что антикризисная программа тесно переплетена с докризисным заданием президента по национальным проектам. И половину денег из этого пакета потратят не на помощь предприятиям, а на новые проекты. Экономика получит всего один триллион живых денег.

— Это пособия, это дополнительные средства на оказание помощи врачам, поддержка малого бизнеса, субсидированные ставки по кредитам. — уточняет Владимир Тихомиров. — Некоторые кредиты могут не возвращаться, если не сокращалось штатное расписание. Но покрытие ее предполагается за счет внутреннего долга. Правительство будет выпускать долговые обязательства, ОФЗ и привлекать средства на покрытие расходов, не тратя из ФНД.

Несмотря на ожидаемый дефицит в 4 триллиона рублей, все опрошенные нами эксперты в один голос говорят, что правительство не пойдет на секвестр ни при каких обстоятельствах. Но секвестр – это процедура и публичный отказ от ранее принятых обязательств. Фактического сокращения расходов не избежать. И главная битва разворачивается в кулуарах.

Владимир Тихомиров, Главный экономист BCS Global Markets:

— Принятие закона о сокращении статей расходов и прохождение его через Думу – вероятность такого сценария небольшая. Но по факту недовыполнение статей бюджетных расходов, то есть фактический секвестр – оно очень реальное. Если посмотреть на выполнение национальных проектов за первые пять месяцев года из того, что отрапортовал Минфин, там выполнение национальных проектов на уровне 28% от плана. И по ряду других статей бюджета в том числе из-за карантина – это позволяет держать расходы бюджета меньше, несмотря на недовыполнения бюджета из-за цены на нефть и падения промышленности, поэтому секвестра как такого не будет, но будет фактическое урезание расходных статей.

Первый заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Сергей Катасонов:

— Дефицит будет покрываться через ФНБ и заимствования. Глава Минфина Силуанов не сказал, что мы вынуждены секвестировать. С вероятностью в 80%, это будет финансирование за счет заемных средств, как внутренних, так и внешних. Если речь пойдет о сокращении программ в бюджете на 10-15%, я не думаю, что это будут социальные статьи бюджета. Если они будут, это будут по-видимому, какие другие статьи.

Читайте также  Как в россии заработать много денег

Кризис, как известно — это не только время испытаний, но и новых возможностей. Российская промышленность на 60-70% состоит из государственных предприятий, треть из которых убыточны. Что с ними делать, не понимает никто. Но они безусловно представляют собой балласт для экономики.

Георгий Остапкович, Директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ:

-35% предприятий у нас убыточные, которые работают с минусовой добавленной стоимостью. Я считаю, что если эти предприятия обанкротятся, то и слава богу, потому что промышленности нужно выходить на новые рубежи. Но что делать с людьми, как их трудоустраивать? Это и предпенсионеры, малообразованные. Возникнет вопрос безработицы. Бог с ним, с объемом промышленности. Два фактора – занятость и доходы населения. Вот что не должно случиться. Что значит 10% падения промышленного производства? Это значит, что мы не построим кранов, танков, ракет.

Две статьи бюджета — оборонную и социальные расходы – правительство трогать не станет с наибольшей степенью вероятности. Российский президент, продолжая традицию русских царей, также считает, что у России есть два союзника – армия и флот. Социальные статьи бюджета, может быть, не сильно увеличатся, но точно сокращаться не будут – в обстановке экономической неопределенности население никто раздражать не захочет. Но получается, что кроме новых промышленных или инфраструктурных объектов, сокращать нечего. Остается только гадать или ждать, кто выиграет этот тендер, а кому придется подождать.

В этом уравнении есть еще одна неизвестная – будет или нет вторая волна коронавируса. Новости из США о распространении ковида в южных штатах вызывают глубокую озабоченность. Может быть, поэтому и Минфин, и правительство не раскрывают карт. При минимальном уровне дефицита бюджета получение денег на рынках не представляется проблематичным. Но ситуация может резко измениться, если экономика опять встанет. И тогда волшебная палочка российского бюджета – нефть — опять превратится в его проклятие.

Бюджетный секвестр: теория и практика применения. Защищенные статьи бюджета

Сам процесс принятия бюджета сопряжен со многими трудностями. Одной из таких проблем является затруднение в точном установлении уровня доходов государства, который будет наблюдаться в планируемый период. Это связано с тем, что в государстве зачастую не сформированы четкие нормы налогообложения или нет возможности предсказать цены на определенные виды продукции. Все эти факторы приводят к росту дефицита бюджета. Дефицит бюджета вызывает в свою очередь невозможность финансирования всех тех программ, которые планировались к выполнению. Кроме того, существует проблема невыполнения бюджета.

Суть заключается в создании условий, в которых уровень доходов, реально полученных государством, является меньшим, чем планировалось в бюджете. Это может произойти в результате многих причин. Например, государство может не собрать то количество налогов, которое планировалось. В результате складывается ситуация, когда уже принятый бюджет не может быть выполнен в соответствии с тем планом, который был принят при его обсуждении. Другими словами, существует нехватка средств для выполнения полноценного финансирования всех запланированных статей бюджета. Данная проблема существовала всегда и на всех уровнях бюджетной системы. Исполнение бюджета контролируют финансовые органы государства. Обычно устанавливается определенный уровень дефицита бюджета. В случаях превышения выбранного предельного уровня бюджетного дефицита одновременно с понижением уровня собираемости налогов (или другим видом уменьшения доходных статей бюджета) выбирается особый порядок дальнейших действий. Речь идет о введении в действие механизма бюджетного секвестрирования. Механизм бюджетного секвестрирования вводят в действие с целью снижения расходов пропорционально уменьшившимся доходам для того, чтобы бюджет был выполнен, несмотря на меньшее количество доходов у государства.

Секвестрирование бюджета представляет собой равномерное снижение расходов в соответствии с уже уменьшившимися доходами бюджета.

Другими словами, секвестр означает уменьшение расходов на 5, 10, 15% и так далее по всем статьям бюджетных расходов в соответствии с уровнем, на который произошло уменьшение доходов бюджета. Секвестру подлежат все статьи бюджета, кроме так называемых защищенных статей. Система защищенности статей бюджета от секвестрирования призвана оградить от сокращения те статьи бюджета, которые являются стратегически важными. Уменьшение финансирования данных статей по сравнению с первоначально планируемым уровнем может привести к непоправимым (или тяжело поправимым) последствиям как для экономики страны, так и для политической и социальной стабильности общества. Таким образом, обычно секвестрированию не подлежат расходы на заработную плату, медикаменты, дотации животноводству.

Чтобы выяснить необходимость существования защищенных от секвестра статей, необходимо обратиться к причине возникновения защищенных статей бюджета.

Первый бюджет нашего государства именовался «Правилом составления смет по росписи доходов и расходов». Согласно данному документу все доходы и расходы государства являлись государственной тайной. Только после того, как данное положение было признано неправильным, начались работы над бюджетом. Первоначально Государственная Дума обсуждала только определенные статьи расходов и доходов. Все остальные статьи государственного бюджета формировались без учета пожеланий Государственной Думы. Таким образом, определенная часть доходов и расходов бюджета контролировалась только государством. При возникновении устойчивого бюджетного дефицита или просто резкого снижения уровня выполнения доходной части бюджета можно было говорить о возникновении серьезных проблем с финансированием программ, предусмотренных расходной частью бюджета. В таких ситуациях государство зачастую собирало оставшиеся в его распоряжении финансовые ресурсы и производило финансирование тех статей бюджета, в которых было заинтересовано.

В результате часто финансировались далеко не те статьи расходов, которые были нужны государству. Данное положение зачастую приводило к серьезным последствиям для всего общества.

Предположим, что государство произвело сокращение расходов, запланированных на финансирование программ по поддержке какой-либо отрасли экономики, нуждающейся в данном финансировании, например, сельского хозяйства. Предположим, государство планировало определенные расходы по финансированию программ, связанных с поддержкой предприятий, занимающихся переработкой урожая. Если будет произведен процесс секвестрирования по отношению к данной статье расходов, то государство не сможет выполнить взятые на себя обязательства по финансированию данной программы. В результате предприятия, занимающиеся переработкой урожая, останутся без определенной доли финансовых ресурсов, на которую данные предприятия тем не менее рассчитывали. Итогом всего вышеописанного может стать невозможность полного выполнения функций по переработке урожая. Таким образом, важный для всего государства процесс может быть не выполнен из-за произведенного секвестрирования расходов бюджета. Другой пример поможет понять причины возникновения политических и социальных обострений в обществе из-за секвестрирования определенных статей расходов государственного бюджета. Предположим, государство произвело секвестрирование расходных статей бюджета, предназначавшихся на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. В результате выплаты заработной платы должны быть либо уменьшены, либо задержаны. И в том и в другом случае работник не получает плату за свой труд и, следовательно, не имеет возможности возобновлять свой трудовой потенциал, истраченный за рабочий день. В результате снижается производительность труда в данной сфере экономики.

Следует отметить, что к бюджетной сфере относятся в основном общественно важные организации, такие как организации сферы образования, здравоохранения, милиции и т.д. Таким образом, снижение производительности труда в данных отраслях и понижение стимула к труду у работников приводит к снижению качества производимой данными работниками услуги, которая носит общественно важный характер. В результате возрастает социальное напряжение в обществе, поскольку общество остается недовольным уровнем благ, предоставляемых данными организациями. Кроме того, деятельность данных организаций отражается и на будущем состоянии общества, а следовательно, и на будущем состоянии всей экономики. Так, здравоохранение отвечает за наличие здоровой рабочей силы как в будущем, так и в настоящем. Сфера образования является источником не только квалифицированных рабочих кадров, столь необходимых в современных условиях производства, но и отвечает за будущее состояние науки и техники, а соответственно, и за будущие инновации. Таким образом, секвестрирование данных статей расходов государственного бюджета приводит к слишком тяжелым последствиям и вызывает в дальнейшем еще куда более значимые затраты на преодоление негативных последствий, возникших в результате проведенного секвестрирования расходов. Следовательно, государство не может позволить себе снижать расходы за счет данных статей бюджета. Таким образом, государство пришло к выводу о необходимости защиты данных статей расходов государственного бюджета от возможного процесса секвестрирования.

Следует обратить внимание на то, что практика часто отличается от теории. В теории государство никогда не должно прибегать к секвестрированию защищенных статей, поскольку это является не выгодным и создает излишние проблемы для государства и общества. На практике же все происходит не совсем так. Это связано с так называемым человеческим фактором.

Отдельный человек редко заботится о пользе государства в целом и часто замечает только определенный круг вопросов и проблем, касающихся лично его. Следует отметить, что конкретные решения в государственных органах, в том числе и по процессу Финансирования той или иной программы, принимают конкретные люди. В результате зачастую используются финансовые средства, предназначенные для защищенных статей. Особенно широко практика применения секвестра по защищенным статьям бюджета проходится в регионах. Это связано с тем, что контроль на государственном уровне проводится более широко и секвестр защищенных статей был бы сразу же замечен. В регионах же бывает, что бюджет составлен с заранее неверными источниками и объемами доходных статей. В результате региональные власти чаще федеральных вынуждены прибегать к секвестрированию бюджета. С целью обеспечить полноценное финансирование отраслей, которые пользуются особой благосклонностью местных властей, применяется изъятие средств из так называемых защищенных статей бюджета. Кроме того, средства, выделенные на финансирование определенных программ, часто используются не по назначению. В результате в регионах часто наблюдаются невыплата заработной платы, уменьшение уровня финансирования здравоохранения и т.д. Итак, секвестрировапие бюджета — это процесс приведения в соответствие расходов и уже собранных доходов. Применение так называемых защищенных статей бюджета позволяет ограничить возможность секвестрирования тех статей бюджета, которые являются наиболее важными. Ограничение объемов секвестрирования бюджета рамками защищенных статей позволяет избежать ухудшения финансового, социального и политического положения в государстве. Процесс секвестрирования становится необходимым в случае несоответствия уровня фактически собранных доходов запланированному. Данное положение может наблюдаться при плохом планировании бюджета или в непредвиденных ситуациях, уменьшивших объем доходов бюджета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: